мы любим это дело

Личное мнение о перевозках, транспорте, логистике, немного практики, немного теории ... Проблемы, трудности, курьезы!

Аутсорсер (аутсорсинг логистических функций)

В профессиональной литературе достаточно много написано об аутсорсинге, о плюсах и минусах перехода на аутсорсинг, о причинах передачи основных функций на аутсорсинг, при этом достаточно мало внимания уделяется самим аутсорсерам.

В данном обзоре попробуем разобраться в том, какие типы компаний готовы сделать вспомогательные функции компании своей ключевой компетенцией и извлекать из этого прибыль.

Для того, чтобы разобраться в типологии аутсорсеров, вернемся к истокам самого аутсорсинга. Напомним, что к середине 80-ых годов многие европейские и американские концерны разрослись до такой степени, что управление ими стало практически невозможно. Более того, на все «вспомогательные» процессы стало уходить слишком много средств.

Для решения этой проблемы хозяева «основных процессов» стали освобождаться от «неключевых» компетенций  часто выделяя собственные департаменты в отдельные компании. Рынок перевозок и логистики тоже попали в поле зрения новых тенденция - аутсорсинга логистических услуг.

Так процесс выделения неключевых функций в немецком химическом концерне Байер привел к образованию провайдера логистических услуг в области логистики химии «Сhemion». Компания «Ланксесс», являющаяся дочерью «Байера», не в юридическом, а в самом буквальном значении этого слова, вскоре выделила свою логистику в отдельную организацию «Алисека».

Достаточно известный и добротный логистический провайдер, российская компания «Веста», также брала свое начало в департаменте логистики одной из торговых компаний.

Логистам известна также компания «Евросеть-логистика», которая, как нетрудно догадаться из названия, в первую очередь стоит на страже логистики компании «Евросеть».

Весной 2012 года известный в мире моды ретейлер SuperGroup, владелец модного бренда Superdry, сообщил о своей трансформации в 3 PL оператора, что является еще одним шагом в направлении аутсорсера.

Все эти компании начинали с предоставления логистических услуг какой-то одной компании, чаще всего материнской. По сути дела на первом этапе существования этих компаний они не были аутсорсерами в прямом смысле этого слова. Скорее это были департаменты предприятия, оформленные как самостоятельные юридические лица. Однако очень скоро материнские компании отказывали таким компаниям-отделам в финансировании, и перед ними остро вставал вопрос не только обеспечения рентабельности, но и создания собственной инфраструктуры, так как доступ к инфраструктуре «материнских» компаний вскоре прекращался, по причине того, что смежные службы так же обретали самостоятельность, продавались или просто ликвидировались. Поэтому будущие аутсорсеры так выстраивали схему своей деятельности таким образом, чтобы исполняя возложенную на них функцию, уже не зависеть от ресурсов компании, их породившей. Это позволило им полностью брать на себя всю «неключевую» функцию предприятий, например, логистику, то есть быть, действительно, аутсорсерами, а не оказывать отдельные услуги на возмездной основе. Новая структура, не зависящая от ресурсов материнской компании, позволила также выполнять выбранную функцию и для других компаний, никак не связанных с самым первым клиентом аутсорсеров рассматриваемого типа.
Отладив процессы для материнской компании, набравшись опыта, накопив достаточный потенциал, а также, что вполне закономерно, желая увеличить прибыль, аутсорсеры данного типа стали предлагать свои услуги сторонним клиентам, окончательно оформившись как полноценные игроки рынка аутсорсинга.

Параллельно с развитием аутсорсеров первого типа, шло развитие компаний-аутсорсеров совсем другого характера. Эти компании начинали с выполнения услуг в одной какой-то конкретной области. Если рассматривать рынок логистических услуг, то чаще всего логистические аутсорсеры начинали с транспортных компаний. Так, например, известный немецкий логистический провайдер компания «Ренус» обладающая подразделениями по всей Европе, департаментами по различным отраслям логистики, от транспортной до логистики отходов, многочисленными филиалами в России, собственным СВХ в Смоленске, начинала в 1912 году как «Акционерное общества речного пароходства на Рейне».

Развивая собственную транспортную сеть и парк, компании на определенном этапе своего развития сталкивались с необходимостью перевалки грузов. Это вынуждало их обзаводиться собственными складами или заключать выгодные договоры аренды на складские помещения. Через некоторое время такие компании стали предлагать своим клиентам сервис не только по транспортировке, но и по складскому хранению. Для качественного исполнения данной услуги компании начинали обзаводиться и собственным складским персоналом, и техникой.

Развитие международных перевозок часто требовало от компании получения лицензии таможенного представителя, или же открытия/аренды несколько перевалочных терминалов за рубежом. Таким образом, транспортные компании создавали материальную базу не только для осуществления транспортных операций, но и смежных логистических функционалов.

Одновременно с изменением характера крупных транспортных компаний и их постепенного превращения в полноценного логистического оператора, менялось и мировоззрение их клиентов. Все больше клиентов склонялось к мнению, что чем больше участников в логистической цепи, тем больше зон перехода ответственности и угрозы прерывания потока информации, тем выше риск сбоя в логистике. Все большее количество клиентов стали отдавать предпочтение тем операторам, которые брали на себя несколько логистических функционалов. Наиболее смелые из них готовы были отдать всю логистику в одни руки.

Как раз в это время (где-то начиная с 2003-2004 годов) мода на аутсорсинг докатилась и до России, и отвечая на запросы рынка, логистические провайдеры, которые уже обладали всей необходимой инфраструктурой, сделали тот небольшой шаг, который отделял их от статуса аутсосера - добавили блок управления логистикой. Третий тип аутсорсеров, это компании, которые не стали таковыми в ходе своего исторического развития, подобно аутсорсерам первых двух типов, а изначально создавались как игроки рынка аутсорсинга. Это относительно молодые компании, которые образовывались уже в то время, когда концепция аутсорсинга получила широкое распространение.

Компании специализируются на тех областях, которые уже зарекомендовали себя как благодатную почву для аутсорсинга. К ним относятся, например :

  • Бухгалтерия
  • Юридическая практика
  • IT
  • Логистика

Ярким примером компании, создававшейся исключительно как аутсорсер, можно назвать российский бренд «Мое дело». Это сервис по он-лайн бухгалтерии, предназначенный для предприятий малого и среднего бизнеса. Помимо тенденции создания чистых аутсорсинговых компаний в вышеуказанных областях, наблюдается также тренд по образованию компаний-аутсорсеров в регионах, куда особенно охотно идут компании - потребители аутсорсинговых услуг. В Китае, Индии, на Филиппинах также велико количество компаний, созданных изначально с идеей превратить вспомогательные функции других компаний в свою ключевую компетенцию.

На сегодняшний момент на долю Индии приходится более 50% мирового рынка аутсорсинга бизнес-процессов (BPO) и IT, а ежегодный доход от этой деятельности – 47 млрд. долларов США. Более 60% клиентов – американские компании, около 30% – европейские, работающие в сфере финансов, хай-тек и телеком индустрии, производства и ритейла. В оказании услуг аутсорсинга заняты около 2,5 млн. индусов.

Большое количество компаний-аутсорсеров в данных странах обусловлено в первую очередь привлекательностью этих стран для потенциальных клиентов, как в кризисные, так и в экономически благополучные годы. Помимо указанных трех типов компаний аутсорсеров нельзя не упомянуть и те компании, которые именуют себя аутсорсерами, но ими, с точки зрения определения аутсорсинга, не являются.

Наряду с историей происхождения и становления все четыре типа аутсорсеров отличает разный стиль работы, разный уровень компетенций (одни идут вглубь, другие вширь), разная степень гибкости по отношению к клиенту. В зависимости от состояния и отраслевой принадлежности компании ей подходит тот или иной тип аутсосера. При работе с каждым из указанных типов требуется своя концепция взаимодействия, поэтому очень важно изначально правильно определиться с нужным типом аутсорсера и «опознать» его на рынке аутсорсинговых услуг.

/источник - cargo . ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

UA-33262131-1